В Госдуму внесен законопроект о регулировании рынка онлайн-агрегаторов такси. Он запретит сервисам передавать заказы серым водителям, а также обяжет хранить данные в России и работать только через местный филиал. В этой части предложенные нормы дублируют закон о персональных данных и уже внесенный в Госдуму проект о товарных агрегаторах, отмечают эксперты. Помимо этого, документ разрешит работать не только с легковыми такси, но и с грузоперевозками, надеются в Uber, развивающем в США сервис Uber Freight.
Проект закона, регулирующий деятельность «онлайн-агрегаторов услуг перевозок пассажиров и багажа по заказам и легковым такси», внес в Госдуму депутат от «Единой России» Вячеслав Лысаков. Агрегаторов такси предлагается обязать «обеспечить обработку информации с использованием баз данных, находящихся на территории РФ». Технические средства, обеспечивающие обработку информации, также должны размещаться в РФ, следует из законопроекта. Если агрегатором выступает иностранная компания, ей также придется открыть российский филиал и платить налоги в России. Кроме того, агрегатору предлагается запретить передавать заказы на перевозки лицам, «не имеющим законных оснований на оказание соответствующих услуг». А в случае если заказчик такси получает неверную информацию о перевозчике, условиях договора или порядке его исполнения, агрегатор будет отвечать за убытки, причиненные заказчику.
В пояснительной записке отмечается, что сейчас отдельные сервисы передают заказы на перевозки «нелегалам», работающим в теневом секторе. Их деятельность невозможно пресечь, поскольку они «используют технические средства связи, расположенные за пределами РФ».
Как ранее сообщал “Ъ”, по оценке VTB Capital Research, за 2016 год оборот легального сегмента рынка такси вырос примерно на 12%, до 501 млрд руб. Весь рынок онлайн-такси, по данным UBS, увеличился более чем в два раза — с 44 млрд руб. в 2015 году до 105 млрд руб. в 2016-м.
В представительстве Uber в России и СНГ считают, что законопроект может иметь положительное значение для рынка, поскольку впервые дает определение агрегатора такси и закрепляет возможность сотрудничества таких компаний не только с легковыми такси, но и с фрахтовщиками, выполняющими перевозки по заказу. «Это может расширить число перевозчиков и сделать услуги еще более доступными для пользователей»,— считает директор по коммуникациям сервиса Ирина Гущина. В мае 2017 года Uber уже запустил в США сервис для заказа грузоперевозок у частных дальнобойщиков Uber Freight. Госпожа Гущина подчеркнула, что Uber работает в строгом соответствии с законами РФ и если новые нормы, предусмотренные законопроектом, вступят в силу, компания будет их соблюдать. В «Яндекс.Такси» сообщили, что пока изучают законопроект, в Gett получить комментарии не удалось.
По мнению интернет-омбудсмена РФ Дмитрия Мариничева, законопроект вряд ли будет эффективен: его требования «частично дублируют требования проекта о товарных агрегаторах, под действие которого подпадают и сервисы такси». Кроме того, обязательство хранить данные россиян на территории РФ вводилось еще законом о персональных данных два года назад, отмечает он. Сервисы, работающие в России, включая Gett и Uber, и так уже обрабатывают первичные пользовательские данные на территории РФ, в том числе проверяют информацию о водителях, напоминает эксперт. «Так что требование о хранении данных не станет большим риском для иностранных сервисов»,— уверен господин Мариничев.